Школа “Могу Сам”
Школа самостоятельной жизни “Могу сам” для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.
Описание проекта:
Проект предназначен для молодых людей (15-35 лет) с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями умственного и психического развития: шизофрения, эпилепсия, аутизм, дефекты речи, умственная отсталость, органические поражения ЦНС, генетические заболевания) и направлен на социально-бытовую адаптацию. За время проекта будет организована работа 3 курсов, длительностью 6 месяцев каждый, не менее 40 человек на курсе (молодые люди с ОВЗ – 50%, сопровождающие -50%), разделенные на 4 группы по 10 человек. Урок “Кулинария”- направлен на приобретение и закрепление навыков самостоятельного приготовления пищи (не менее 20 занятий за курс). Урок “Домоводство” – изучение навыков шитья, починки одежды, основы ткачества; санитарная уборка помещения (не менее 20 занятий за курс). Урок “Информатика” – курсы компьютерной грамотности, направленные на основные навыки работы на компьютере (не менее 20 занятий за курс). Урок “Кибернетика” – изучение пространства Интернет, создание своих блогов и их продвижение в сети, безопасность в сети (не менее 20 занятий за курс). Урок “Фотошкола” – занятия с профессиональным фотографом, изучение теории и практики фотографии (не менее 20 занятий за курс). Урок “Фототерапия” – занятия с психологом по методу фототерапии (не менее 20 занятий за курс), а также групповые занятия с родителями, направленные на закрепление нового положительного опыта у их детей (не менее 6 занятий за курс). Урок – “История нашего города” – пешие прогулки с экскурсоводом по городу Барнаулу с целью изучения истории города, знакомства с улицами, формирования умений ориентироваться в городе и организовать свой досуг (6 экскурсий за курс). Урок “Рукоделие” – творческие занятия и мастер-классы, направленные на формирование умений для дальнейшей самозанятости участников проекта (6 мастер-классов за курс). Инновация нашего проекта в том, что в него включены занятия “Кибернетика”, на которых ребята с ограниченными ментальными возможностями приобретут знания о получении дохода с помощью современных технологий (блоги и социальные сети: создание, наполнение контентом, привлечение подписчиков). Особое внимание будет уделено пользованию порталом Государственных услуг и порталом Электронный Барнаул, безопасности в сети. Проект “Школа самостоятельной жизни “Могу сам” – это отличная возможность для ребят в специально созданной безопасной учебно-тренировочной среде подготовиться к самостоятельному проживанию, чтобы в последующем с необходимой помощью и сопровождением жить в обычных условиях вне стационарных учреждений социального обслуживания; проект позволит поддерживать психическую и физическую активность, способствуя развитию интереса к активной самостоятельной жизни, к взаимодействию с окружающими людьми.
Обоснование социальной значимости проекта:
Алтайская краевая общественная организация социальной поддержки “Синерджи” более 3 лет работает с молодыми людьми в возрасте от 18 до 35 лет с ментальной инвалидностью (инвалиды с детства), специалисты организации занимаются с целевой категорией более 10 лет. В год нашу организацию посещают больше 200 ребят с ОВЗ, а в городе Барнауле их 4715 человек (по данным Социального паспорта города Барнаула на 01.01.2019). Последние наши проекты были направлены на успешную социализацию и адаптацию целевой группы через разнообразную досуговую деятельность, социальный туризм, а также создание условий для общения и развития. В ходе реализации проектов мы стали отмечать, что многим ребятам нужна бытовая адаптация, так как они привыкли, что посуду за них помоют преподаватели, в кабинете уборку сделают волонтеры, стол накроют родители. Конечно, «взрослые» сделают это намного быстрее и качественней, но, к сожалению, взрослые не всегда могут быть рядом, и самостоятельность в быту – это очень важно для наших подопечных. Наш опыт подтверждают последние исследования в данной области: «Большинство из них (граждан целевой категории) проживает в семье родителей и, имея социальные выплаты от государства, получают дополнительную помощь со стороны родственников». (Мазаева Н.А. и др. “Персонифицированные подходы к образованию как фактор улучшения социальной адаптации подростков”, Психическое здоровье и образование: сборник научных статей по материалам II Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века».–М.: ИД «Городец», 2018.) В городе Барнауле есть организации, которые работают с инвалидами. Работа большинства из них направлена на детей, а для тех, кому уже исполнилось 18 лет, проводятся мероприятия и мастер-классы, которые не несут системный характер. Мы же видим большую потребность в тренировке бытовых навыков, а также необходимость работы с родителями, которые не всегда готовы принять положительные изменения в своих детях. Проблема социально-бытовой адаптации взрослых инвалидов к условиям жизни является одной из важнейших граней общей интеграционной проблемы. Эта проблема заключается в трудностях, связанных с осуществлением целенаправленной работы по социальной адаптации, формированием и поддержанием навыков самообслуживания, передвижения общественным транспортом, развитием самостоятельности; организацией досуга; мероприятий, способствующих развитию или компенсации нарушенных функций.
Цель проекта:
Формирование компетентностей в сфере самостоятельной жизнедеятельности у молодых людей с ментальной инвалидностью посредством создания специализированной учебно-тренировочной среды и проведения занятий социально-бытовой адаптации
Задачи проекта:
№1: Формирование и отработка у молодых людей с ментальной инвалидностью социально-бытовых навыков в специализированной учебно-тренировочной среде.
№2: Профилактическая и коррекционная работа с родителями молодых людей с ОВЗ.
№3: Закрепление навыков и знаний у молодых людей с ОВЗ и родителей на совместных мероприятиях.
Ожидаемые результаты проекта:
Приобретение навыков у молодых людей с ОВЗ: – самостоятельной жизни в быту; – организации досуга; – самозанятости; – ведения фото и видеоблогов; – общения.